Техника золочения предметов поталью. особенности работы с поталью

Содержание:

Как правильно подобрать клей для потали

Материал бывает в виде листочков либо полосок (как фольга) из сплавов меди, цинка, а есть жидкая разновидность. Листовую поталь удобно использовать для золочения больших площадей. Выпускается в цвете золота, серебра, меди. Это хороший имитатор сусального золота. Перед тем как работать с поталью впервые, лучше посмотреть мастер-класс по нанесению.

Для такого материала используется клей на базе спирта, акрила, масла, воды.

Спиртовой вариант имеет длительную липкость слоя клея. Поэтому лист приклеивается и корректируется в течении двух суток. Чтобы повысить износостойкость, готовая поверхность обрабатывается защитными смесями.

Масляная клеевая смесь более требовательна к условиям работы, должны соблюдаться уровень влажности и температура в комнате, где ведется нанесение

Сила клейкости значительно ниже, чем у спиртового состава, что важно учитывать при использовании

К положительным сторонам применения масляной основы относятся: уже после абсолютного просыхания получается прочная поверхность, поэтому необязательно покрывать плоскость износостойкими средствами. Если смесь быстро сохнет, значит, в состав входят ускорители сиккативы. Ее лучше применять в местах с повышенной влажностью и много пыли. При отсутствии ускорителей средство просыхает до полусуток.

Клея на водно-акриловой основе белого цвета, но при просыхании обесцвечиваются (кроме пигментированных вариантов). Паста используется для декора пористых плоскостей без грунтования, таких как дерево, гипс. Она придает изделию матовости. Для более тонких работ приемлемо применение карандаша, маркера, тюбика.

Водяные составы не требуют дополнительного разбавления, так как обладают нормальной вязкостью. После наложения слоя водяного клея, наносить поталь следует через 15–60 минут. Точный период указывается в аннотации на упаковке.

Топ-лучших

Среди выпускаемых клеевых составов, выделяются лучшие, они имеют больше положительных отзывов среди мастеров и являются часто покупаемыми:

  • La Doratura Ferrrario – водный клей для работы с поталью. После нанесения тонкого слоя и до первого наклеивания материала, необходимо выдержать один час. После нанесения свойства сохраняются в течение трех часов, поэтому работу можно совершать постепенно, не спеша, с особой аккуратностью. Объем емкостей от 75 мл до 1000 мл.
  • Borma Wachs – масляная эмульсия применяется для внутренних и наружных работ для наклеивания золотого листа. При использовании такого клея поталь имеет глянцевое покрытие. При использовании смесь наносится кистью, просыхание продолжается в течение часа. Проводить работу допустимо в течение полу суток, именно столько слой остается в рабочем состоянии. После просыхания листа, его можно отполировать хлопковой тканью. Агат для полировки не рекомендуем, та как может способствовать сдвигу листа. Состав не требует дополнительного разбавления, он полностью готов к применению.
  • Pebeo Mixtion Relief – клей-контур для потали. Имеет тонкий наконечник, что удобно для нанесения. Изготовлен на водной основе, без содержания запаха. Применим для любой поверхности. Создает эффективный металлический декор, однако он неустойчив к мытью. Клей наносится непосредственно из тюбика, для удобства применяется кисть, спонжик. После того как слой станет прозрачным, можно наносить материал. Скорость просыхания находится в зависимости от влажности и температуры в помещении. Чтобы поверхность оставалась дольше глянцевой, необходимо дождаться полного просыхания до ввода в эксплуатацию (двое-трое суток). Средство не следует нагревать и замораживать. Соблюдать условия хранения.
  • Таир – применяется для листовой, трансферной потали и в хлопьях. Бесцветный, основа водная. К декорированию допустимо приступать после 10 минут от нанесения. До 12 часов сохраняются клеевые свойства, поэтому работать можно не спеша, аккуратно.
  • Colner PermacolSize – акриловая основа, предназначена для глянцевого покрытия. Работать с нанесением материала допустимо до 12 часов. Если есть необходимость, то допустимо развести водой. В составе нет растворителей. Имеет прозрачный либо красный оттенок. Для контроля над толщиной слоя, и чтобы видеть полноту заполнения плоскости, добавляется пигмент.

Уход, чистка и хранение позолоченных изделий

Чтобы украшение прослужило как можно дольше, необходимо соблюдать несколько простых правил по уходу за позолотой.

Ношение Обязательно снимать позолоченные украшения перед любым контактом с водой (душ, бассейн, мытье посуды) или спортивными занятиями. Избегать попадания на поверхность косметических средств. Не забывать, что повседневная носка сокращает срок их службы.
Хранение Хранение только в отдельной шкатулке или тканевых мешочках, чтобы не повредить слой другими украшениями.
Чистка Чистить только мягкой тканью без использования абразивов. Если просто появились темные пятна, достаточно протереть обычным уксусом и промыть в воде. Блеск поможет вернуть яичный белок (после него также надо будет промыть в чистой воде). Раз в год изделия надо сдавать ювелиру на профессиональную чистку.

Несмотря на то, что рано или поздно покрытие стирается, его всегда можно обновить в мастерской у ювелира.

Особенности и свойства

Золочение не только придает более дорогой вид, но и позволяет защитить поверхность от окисления и коррозии. Конечно, на свойства в первую очередь влияет толщина позолоты и качество драгоценного металла.

Толщина, цвет и долговечность

От толщины слоя позолоты зависит то, как долго изделие будет радовать своим блеском. Золото — очень мягкий металл и быстро стирается с поверхности, поэтому известные ювелирные дома, не используют слишком тонкое покрытие. Самая распространенная толщина на современных изделиях — от 0,04 до 0,1 мм. При соблюдении простых правил ухода изделие с таким покрытием прослужит от 3 месяцев до года.

Современные ювелиры используют разную позолоту, добиваясь необычных цветов путем добавления в золото других металлов. Так, белый цвет получается от соединения обычного желтого золота и серебра (реже серебро заменяют на никель или палладий). А розоватый оттенок придает небольшая доля меди. Также на цвет позолоты влияет проба. В Европейских странах применяют, как правило, 750 пробу золота, что придает изделию насыщенный желтый цвет. В России более популярна 585 проба, которая имеет легкий розоватый подтон.

Имеет ли пробу

Все ювелирные украшения, даже с позолотой, должны иметь клеймо с пробой. В отечественном ювелирном деле ставится клеймо с пробой по основному металлу, чаще это серебро. На импортных украшениях ставится проба именно золотого покрытия в каратном эквиваленте с дополнительной буквенной маркировкой. Она указывает на способ, которым украшение было покрыто.

Импортная маркировка и пробы позолоты:

Маркировка Проба в каратах Проба золота
KHGE 14 или 18 585, 750
KGE

Clad in Gold

Electroplate

EP

GE

GEP

Cold Layered

Cold Layered

COLD PLTED

GP

HE

KARATCLAD

KGP

KTP

Layered

Overlay

Plated

Technibond

WGP

YGP,

Electroplaqué d’Or

Plaqué

18 750
KGB, KTGP 24 999
Gold Clad 18-24 750-999
Vermeil (маркировка, применяемая на позолоченных серебряных изделиях) 8-24 333-999

Важно: маркировка Gold Tone ставится на изделия, которые просто окрашены и не содержат золота

Несколько полезных советов

Для тех, кто лишь недавно открыл для себя искусство золочения поталью, напоминаем несколько простых правил. Данные рекомендации помогут достичь лучших результатов и избежать досадных ошибок в работе:

Самый простой, но важный совет в работе с клеем для потали − внимательное изучение инструкции. Даже если вы уже работали с домашними составами, все равно обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя

Обычно на флаконе детально описаны правила применения клея, тайминг работы и меры предосторожности.
Накладывая поталь на художественное изделие, используйте перчатки. Деликатная фольга хорошо обтягивает основу

Однако, для полной аккуратности защитите покрытие от посторонних следов и случайных отпечатков пальцев, а кожу − от контакта с липким веществом.
Если только учитесь работать с пленочной позолотой, то в целях экономии можно тренироваться на самодельных составах. Но с другой стороны − качественная промышленная смесь позволит лучше освоить тонкости работы и добиваться отличного результата без угрозы испортить поверхность.

В заключение

Если нравится выполнять искусные работы с золотой отделкой, то обязательно попробуйте профессиональные материалы. Только специальные составы позволят достичь безукоризненного эффекта декупажа.

Тем, кто хочет научиться работать с золотым покрытием или отточить свое мастерство, рекомендуем посмотреть видео инструкцию как клеить поталь:

Поталь – декоративная пленка, при помощи которой имитируют золотую, серебряную, бронзовую поверхность. По внешнему виду она не отличается от сусального золота, но в разы дешевле. Форма выпуска материала – листы, хлопья, ленты. Средства для нанесения потали – клеи на различных основах. Клеящие составы применяют профессионалы и любители украшать домашний интерьер и быт.

Подходящие марки

Для выполнения работ поталью наиболее востребованы эмульсионные клеи.

Kolner Permacoll Size

Водно-акриловый клей от немецкого производителя. Подложку, впитывающую влагу (дерево, гипс), грунтуют лаком Sealer-123A. Отталкивающие поверхности грунтуются дважды, лакированные, синтетические покрываются морданом после очистки от загрязнений и обезжиривания.

Розовый цвет более удобен в работе для контроля толщины наносимого клея. При высыхании становится бесцветным. Клеящий состав наиболее удобен при работе с трансферной поталью. Состав наносится однократно. После высыхания клеевой пленки наносится поталь.

Основное применение:

  • золочение икон;
  • орнаментов;
  • театральных декораций;
  • магазинных витражей.

Как правильно наклеить дефлекторы на авто и инструкция выполнения своими руками

Для защиты покрытия наносят лак Sealer-123A.

Клей для трансферной потали Таир

Мордан на водной в основе, в состав которого входят:

  • латексная эмульсия;
  • глицерин;
  • стабилизатор;
  • консервант.

Клей удобен для золочения всеми видами потали. Объем упаковки: 100 миллилитров, 20 миллилитров.

Декорируемые поверхности:

  • деревянные;
  • металлические;
  • стеклянные;
  • пластиковые.

Поверхность промазывают клеем при помощи кисти. Через 3-10 минут, когда нанесенный состав станет бесцветным, приклеивают поталь. Излишки состава убирают сухой кистью. Разглаживают пленку мягкой кистью или ваткой, без нажима. Поталь закрепляют и защищают лаковым покрытием.

Мордан Ferrario

Средство для золочения поталью от итальянской фирмы Apa Ferrario. Аква-клей предназначен для большого объема работ, выпускается в упаковке объемом 1000 миллилитров. Время высыхания зависит от толщины нанесенного слоя, уровня влажности и температуры и колеблется от 1 до 12 часов.

Классическая золотая поталь

Речь идет о фольге в квадратных листах 14×14см. Эта фольга является имитацией ювелирного золота и требует более деликатного обращения, чем хлопья

Брать в руки ее необходимо с величайшей осторожностью. Лучше воспользоваться пинцетом, иначе листочек не извлечь из особой тетрадки, где фольга хранится на особой веленевой прокладке

Листочек потали ложится на клей раз и навсегда, его не сдвинуть ни на миллиметр. Фольга бывает трех оттенков — золото, серебро и медь. Блеск фольги равномерный, поэтому ею можно золотить не только плоскости, но и более сложные поверхности. Как это сделать пошагово описано в фото мастер классе по декору шкатулки.

Как работать с поталью, чтобы со временем она не утратила свой природный блеск? Со временем поталь конечно же окисляется (чему способствует входящая в ее состав медь), чернеет, соприкасаясь с водой. Для предотвращений этих процессов позолоченную поверхность нужно защитить несколькими слоями спиртового лака. Наиболее подходит для этой цели — шеллачный лак (изделие приобретает золотисто — коричневый оттенок).

Так же можно использовать специальный покрывной прозрачный лак на водной основе, предназначенный для позолоченных поталью изделий. Он наносится одним слоем на просушенную в течение суток поверхность, образует плотное покрытие и сохраняет специфический блеск потали.

Методы покрытия золотом в домашних условиях

При определенных навыках, соблюдении техники безопасности и наличие хорошо вентилируемого помещения золочение можно провести самостоятельно дома.

Приготовление и использование хлорного золота

Порядок действий:

  1. Приготовить царскую водку.
  2. Растворить в нем любое золотое изделие.
  3. Аккуратно провести выпаривание до сухого остатка.

Внимание: процесс необходимо проводить очень аккуратно, так как кислотные пары могут нанести серьезный вред дыхательным путям, а также есть высокий риск химических ожогов кожи

  1. Получившееся хлорное золото смешать с мелом и раствором цианистого калия до кашеобразного состояния.
  2. При помощи кисточки покрыть изделие.
  3. После того как поверхность просохнет, ее необходимо хорошо промыть и отполировать.

Применение цинкового контакта

Если нужен слой толще, то используют цинк. Для него также необходимо приготовить хлорное золото.

Порядок действий:

  1. Предмет тщательно очистить и обезжирить.
  2. Подготовить состав, смешав в воде хлорное золото с углекалиевой, желтой кровяной и пищевой солью.
  3. Нагреть.
  4. Поместить в емкость с теплым составом предмет для золочения.
  5. Когда изделия будут уже в растворе, поместить в емкость цинковую палочку.
  6. Промыть, высушить и отполировать.

При необходимости изделие покрывается защитным слоем.

Гальванический метод

Гальванический метод похож на цинкование, но дает более прочное покрытие. Изменив состав раствора, вы получите различные оттенки позолоты. Понадобится выпрямитель тока и любая стеклянная емкость, способная выдержать высокую температуру.

Порядок действий:

  1. Очистить, обезжирить изделие, отшлифовать его при помощи пасты и наждачной бумаги.
  2. Если изделие из стали, цинка или олова, предварительно покрыть его медью.
  3. Подготовить электролиты из воды, фосфорного натрия, хлорного золота, цианистого калия и натрия двусернистокислого.
  4. Полученный раствор нагреть до 60 °С.
  5. Установить анод.

Гальваническое золочение занимает от 12 до 16 часов. По окончании процесса изделие высушивается на опилках и полируется.

Если требуется золочение небольшой поверхности, то проще приобрести специальный гальванокарандаш.

Позолота на гульфарбу

Золочение «на гульфарбу» позволяет получить матовый оттенок. Гульфарба — это смесь из лака, олифы, пинена. Поверхность обрабатывается гульфарбой, на следующий день на нее уже наносится слой сусального золота. Благодаря растворителю в составе поверхность получается матовой.

Как изготовить своими руками

Клеевые составы достаточно дороги. Для домашних поделок можно изготовить состав из подручных средств.

Первый рецепт

В качестве компонентов для эмульсии используют крахмал, сахар, уксус и воду. В стакан с теплой водой добавляют 3 столовые ложки сахара и доводят до кипения. Затем вливают 1 столовую ложку уксуса и дают вскипеть. Отмерить картофельный крахмал и развести теплой водой: на 1/3 стакана – 1 столовая ложка воды. Готовую суспензию тонкой струей влить в кипящий сироп, постоянно помешивая, пока не появятся пузырьки. Остывший клеевой состав по консистенции должен напоминать сметану.

Второй рецепт

Способ заключается в сгущении сливок коньяком. На 100 миллилитров жирных сливок добавляют столько же коньяка. Перемешивают без взбивания. Готовый состав наносят на подготовленную поверхность и выдерживают около часа, после чего используют поталь.

Способы нанесения

Способов золочения известно немало. Выбор определяется прежде всего характером поверхности и профессионализмом мастера.

Огневое, или ртутное

Один из самых первых способов, который использовался для золочения храмовых куполов. Суть его в том, что готовилась специальная смесь на основе ртути, которая впоследствии выпаривалась. Из-за опасности для здоровья и жизни мастера эта методика ушла в прошлое.

На глиняной основе

Золочение на глиняной основе (на полимент) используется только для дерева и не подходит для наружной отделки. В старину это был один из самых сложных и длительных методов, так как для подготовки полимента требовались редкие по тем временам и очень дорогие ингредиенты, включая китовый жир. Смесь разводилась при помощи яичного белка. Сейчас в продаже можно найти готовые смеси.

Водно-синтетическое

Для этого метода позолоты применяются смеси на воде. Преимущество в том, что можно достаточно быстро подготовить поверхность. Позолоченное изделие получается глянцевым и не требует финальной полировки.

Чесночное

Один из самых старых способов. На поверхность выдавливался свежий чесночный сок. После того как он подсыхал, поверхность полировали, смачивали и наносили золотые листы. По мнению специалистов, такой метод придает позолоте особый блеск.

Последовательность применения материала

Технология нанесения потали имеет свои особенности, но в целом, все достаточно просто и понятно.

1. Листовая поталь. Материал хорошо наносить на предварительно обезжиренную, покрытую грунтом поверхность.

Также перед тем, как нанести поталь, необходимо обработать поверхность специальным клеем (на водной или масляной основе) или молочком для золочения. В случае если применен клей на водной основе, поверхность готова к нанесению на нее уже непосредственно самой потали через 15-20 минут. Если же клей на масляной основе, то ждать придется около 12 часов.

Далее берется лист потали и переносится на уже подготовленную для нее поверхность и разравнивается тонкой тканью, чтобы убрать разные складочки и воздушные слои.

Для того чтобы позолоченная поверхность сохраняла свой блеск и свежесть как можно дольше, на нее необходимо нанести специальный шеллачный лак или любой другой лак, предназначенный защитить поверхность от механического повреждения.

2. Жидкая поталь. Наносится, как правило, на металлическую поверхность, стекло, дерево, пластмассу, гипс, керамику. Материал обладает достаточно равномерной густоватой плотностью, не окисляется, достаточно высокая степень водостойкости.

Нанесение потали рекомендуется осуществлять кистью плоской или губкой из поролона.

Поверхность, которую будут окрашивать, в обязательном порядке очищают и обезжиривают.

Емкость с краской перед нанесением необходимо слегка встряхнуть.

Как правило, ложится поталь в несколько слоев

Но важно запомнить, что каждый последующий слой наносится только на хорошо высохший предыдущий! В среднем, поталь сохнет сутки

Можно применять аэрограф – такой специальный распылитель для жидкой потали. Тогда слой высыхает 1-2 часа. Этот вариант, конечно, более подходит, если работу необходимо выполнить в кратчайшие сроки.

Материалы

Под декорированием лепнины подразумевается изменение ее цветовой палитры. Для идеального выполнения позолоты требуются определенные навыки и эстетический вкус. Существует несколько методик золочения, большинство из них просты в реализации, обеспечивают яркое воплощение художественной идеи.

Для декора лепнины применяют следующие материалы:

  • сусальное золото;
  • поталь;
  • краску.

Декорирование сусальным золотом является самой дорогостоящей методикой. Золотая лепнина придает помещениям роскошный и статусный вид. Такие элементы декора часто можно встретить в интерьерах, выдержанных в стиле барокко и ампир. Сусаль представляет собой тонкие листы золота. Даже волос больше по толщине. Это дорогостоящий материал, с помощью которого выполняют поверхностное золочение. Данный способ выбирают люди, стремящиеся достичь совершенства в интерьере, не приемлющие компромиссов.

Прежде чем нанести сусаль, поверхность подвергают шлифовке. Затем наносят полимент, обеспечивающий эффект глянца. Золочение поталью схоже с сусальным золочением. Отличие состоит лишь в главном материале: листы золота заменяют поталью, представляющей собой фольгу, не содержащую драгоценные металлы. Существует несколько разновидностей потали: золотая, серебряная, бронзовая. Лепные элементы, декорированные поталью, смотрятся почти так же красиво, как и покрытые золотом. Различия заметны исключительно профессионалам.

Позолота краской – самый бюджетный вариант. Гипсовую лепнину покрывают акриловым составом на водной основе. Данная разновидность краски самая востребованная, поскольку содержит большое количество металлических частиц. Для обработки полиуретановой лепнины применяют силиконовые и латексные красители. Этот материал плохо переносит воздействие растворителей.

Гипсовую лепнину перед окрашиванием покрывают грунтовкой, а затем наносят фоновое покрытие. Полиуретановые изделия декорируют сразу после очистки поверхности от пыли. И в одном и в другом случае после высыхания красителя лепнину вскрывают лаком в защитных целях.

Максимальной насыщенностью обладают краски для золочения на акриловой основе. Из-за наличия в них металлических вкраплений в большой концентрации золотой цвет смотрится как настоящий. При использовании других видов красителей имитация получается не настолько достоверной.

Акриловая краска имеет кремообразную либо жидкую консистенцию, ее также выпускают в виде спреев. Преимущество спрея заключается в том, что для его нанесения не требуется кисточка. Золотая краска наносится путем напыления. Это исключает образование разводов на поверхности, краситель ложится ровно. Краски, имеющие акриловую основу, применяемые для оформления гипсовой лепнины, также продают в порошкообразном виде. При их разведении руководствуются инструкцией.

Выбираем качественный клей для потали на водной или спиртовой основе

Поталь предназначена для декоративного золочения и серебрения различных поверхностей — керамики, дерева, стекла, гипсовой лепнины, металла, картона и пластика.

В зависимости от поставленной задачи в работе могут быть использованы различные марки клея, такие как:

Kolner Permacoll Size
— специальный клей на акриловой основе для глянцевого золочения. Permacoll обладает длительной адгезией, благодаря чему покрывать обработанную клеем поверхность поталью можно в течение нескольких часов.

Клеящий состав не содержит растворителей и при необходимости может разбавляться водой. Данная марка клея широко применяется при декорировании искусственной и натуральной позолотой икон, при изготовлении поделок, предметов интерьера и т.п.

Клей Permacoll выпускается в двух цветовых вариантах — прозрачный и красного цвета (пигментирован пигментом для контроля нанесения клея). Баночка бесцветного клея объемом 100 мл стоит порядка 700 рублей, красный продается чуть дороже.

Клей для трансферной потали Таир

— универсальный прозрачный клеящий состав на водной основе. Предназначен для работы не только с трансферной, но и с другими видами потали (свободной листовой и в хлопьях).

Может быть использован для декорирования оснований любых типов: пластмассы, дерева, металла, стекла и др. Достаточно нанести клей тонким слоем и выждать несколько минут, и можно приступать к работе.

Клей Таир долго сохраняет клеящую способность, что делает работу с ним удобной и комфортной. Клей для потали Таир чаще встречается в продаже в тубах объемом 20 мл, стоит порядка 150 рублей. Для больших объемов работ выгоднее покупать клей в баночках 100 мл (стоит около 250 рублей).

Мордан «Ferrario»

— универсальная клеящая смесь для потали и сусального золота. Состав тонким слоем наносится на декорируемую поверхность и выдерживается в течение 15-30 минут.

После частичного подсыхания мордана можно приступать к работе по золочению. Клей (мордан) для потали после нанесения не теряет своих клеящих свойств в течение двух-трех часов, что позволяет выполнять работу аккуратно и неспешно.

Мордан «Ferrario» выпускается в упаковках объемом 75, 250 и 1000 мл. Стоимость 250-мл баночки — порядка 1200 рублей.

Рецепт — как сделать клей для потали своими руками

Готовые клеящие составы для потали стоят недешево, поэтому при желании можно изготовить аналог магазинного мордана из доступных ингредиентов.

Вот два несложных рецепта:

Клей для потали на основе картофельного крахмала и сахара.

  1. Растворяем в 200 мл теплой воды 70 граммов сахара, ставим на плиту, доводим раствор до кипения.
  2. Затем добавляем в состав чайную ложку уксуса, перемешиваем и кипятим еще полминуты.
  3. Снимаем будущий клей с огня и, постоянно размешивая, засыпаем треть стакана картофельного крахмала.
  4. После остывания состав должен напоминать по консистенции сметанообразную массу. По свойствам такой клей близок к ПВА — после высыхания он становится практически прозрачным.

Клей для золочения на сливках и коньяке.

  1. Берем 100 граммов жирных сливок и такое же количество коньяка, тщательно перемешиваем — клей готов.
  2. Наносим состав на обрабатываемую поверхность, ждем около 30-60 минут, чтобы клей подсох и приступаем к золочению.

Как клеить — пример работы с трансферной поталью

Способ применения клея Таир при работе с трансферной поталью (фольга на пленке):

  1. Подготовка изделия. Поверхность обезжиривается, сильно впитывающие основания (гипс, дерево и т.п.) предварительно грунтуются клеем.
  2. Нанесение клея. На чистую сухую декорируемую поверхность с помощью кисти тонким слоем наносится клей.
  3. Технологическая пауза. Выдерживается 5-10-минутная пауза (клей за это время подсохнет и станет прозрачным).
  4. Декорирование. Внутренней стороной лист трансферной потали прикладывается к поверхности и аккуратно разглаживается ватным тампоном, излишки клея удаляются. Затем резким движением удаляется пленка.
  5. Покрытие лаком. При желании для закрепления и защиты «позолоты» от окисления можно покрыть поталь специальным лаком (Ferrario, Daily ART и т.п.).
  6. Очистка инструментов. Кисточки по окончании работы следует незамедлительно промыть теплой водой.

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ

В настоящее время химикам и технологам удается найти альтернативный вариант — изобрести материал, по своим характеристикам и внешним данным ничуть не уступающий настоящему золоту, применяемому в декоративно-прикладном творчестве! Знакомьтесь, это — поталь…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector