Создание скульптур из бетона своими руками

Содержание:

Интересные идеи

Для начинающих изготовление сложной скульптуры будет не под силу. Поэтому лучше начать с чего-то простого. Например, с настольной скульптуры человечка.

Вот схема пошагового изготовления.

Начните изготовление с ног. Подберите 2 довольно длинных отрезка проволоки, по одному на каждую ногу. На стопах при желании сделайте петельку, чтобы прикрутить фигурку к пьедесталу. Затем соедините ноги между собой и сформируйте тазовую часть нашего человечка. Длины проволоки должно хватить на позвоночник, шею и голову.

Рассмотрим другой вариант изготовления человечка.

  1. Ноги и туловище изготавливаются из цельного куска. Маршрут пролегания проволоки: левая нога – левая часть таза – правая часть таза – левое плечо – правое плечо – левая часть таза – правая часть таза – правая нога. Написано сложно, но выглядит как песочные часы с ножками.
  2. Обе руки делаются одновременно из длинной проволоки. Согните ее буквой «М» и присоедините к туловищу тонкой проволокой или леской.
  3. Из остатков проволоки сделайте голову и закрепите ее на теле.
  4. Далее изготовление скульптуры не отличается от первого способа.

Как сделать каркас для скульптуры смотрите в следующем видео.

Такая скульптура потребует облицовки, если только вы не поклонник жанра абстракционизм.

Такими методами можно сделать фигурки не только человека, но и животного. Например, кошки, собаки, медведя и других. Только пропорции будут отличаться. Но у них должно быть 4 конечности. А как быть с другими животными?

Давайте для разнообразия изготовим фигурку скорпиона. У него 8 ног, 2 клешни и хвост. Соответственно, и изготавливать его нужно по-другому. Нам понадобится 14 кусочков проволоки длиной 20 см. Диаметр должен быть таким, чтобы она легко гнулась руками.

Методика изготовления включает ряд шагов.

  1. Складываем вместе 6 отрезков и находим центр.
  2. Далее берем один пруток из этого пучка и накручиваем его на остальные. Начинать нужно от центра.
  3. Когда проволока закончится, берем другую. Накручиваем и ее, при этом продолжая витки первой. Делаем это до тех пор, пока не останется всего 2 прямых проволоки.
  4. Скручиваем их между собой с одного конца. Это будет хвост. Гнем его так, как у настоящего скорпиона.
  5. Берем следующие 8 кусочков и закрепляем их на теле скорпиона. Тело должно располагаться по центру.
  6. Крайнюю от хвоста проволоку оборачиваем вокруг туловища крест-накрест, а концы выносим за первый отрезок и направляем вниз. Так нужно сделать все 8 раз. В идеале мы получим карапакс (верхнюю часть панциря) и 16 кончиков проволоки.
  7. Соединяем эти кончики по 2. Это будут ноги. Гнем их так, чтобы фигурка устойчиво стояла.
  8. С передней части берем 4 проволоки и скручиваем их по две. Это будут клешни.
  9. Оставшиеся 2 проволоки подрезаем. Это и будет ротик.

Как сделать скорпиона из проволоки своими руками смотрите в видео.

Статуэтка скорпиона готова.

Но и степень детализации у таких скульптур обычно ниже. Если проволока прошла отжиг, то с гибкой проблем не возникнет.

Для примера сделаем фигуру новогоднего оленя.

  1. Рисуем силуэт оленя в нужном масштабе без рогов. Нужен вид сбоку. Для изготовления рогов рисуем эскиз отдельно, при этом вид должен быть спереди.
  2. Мы будем делать голову, туловище и ноги отдельно. Линиями разбиваем наш шаблон на эти 3 элемента.
  3. Для начала сделаем голову. Отрезаем пруток по нужной длине и изгибаем его.
  4. Чтобы фигура была объемной, нужно заполнить внутреннее пространство. Для этого в поперечном сечении навариваем множество овалов, которые придадут форму. Они изготавливаются из этой же проволоки.
  5. Туловище делается аналогичным образом. Сначала контур, затем овалы, и все это сваривается между собой.
  6. Ноги немного отличаются. У оленя они полукруглые, и плоская часть направлена внутрь. В остальном отличий нет.
  7. Соединяем все части между собой. Для прочности навариваем проволоку вдоль всего тела.
  8. Делаем и привариваем рога.

Как сделать оленя из проволки смотрите в видео.

Скульптура новогоднего оленя готова. Поскольку она будет стоять на улице, ее надо загрунтовать и покрасить. Такой арт-объект будет отлично смотреться рядом с уличной елкой. Можно оставить фигурку каркасной или сделать облицовку. Тут каждый решит для себя сам.

Если вы хотите светящуюся скульптуру, обмотайте каркас гирляндой. В нашем случае ее можно скрыть стретч-пленкой. Она прозрачная, но при закреплении на ней появятся складки, которые скроют лишние элементы. Тогда олень будет светиться равномерно.

Вот мы и рассмотрели самые крутые идеи скульптур из проволоки. Конечно, у профессионалов получится сделать более сложные вещи, но для начинающих реализовать подобное – уже очень хорошо. Не ограничивайте себя и стремитесь к лучшему.

Необходимые материалы

До того, как сделать скульптуру из бетона, необходимо позаботиться обо всем, что может понадобиться в процессе работы: инструменты, материалы, эскизы, емкости, дополнительные средства.

План по подготовке всего необходимого для создания бетонных фигур:

Выбор эскиза и метода создания скульптуры – начинать лучше с простых и доступных вариантов, так как реализация масштабных проектов далеко не всем под силу. При выборе фигуры обязательно учитывают величину и ландшафт территории, дизайн архитектурного ансамбля, возможность гармонично вписать скульптуру в экстерьер. Так, для детских площадок делают милые фигурки гномов или зверей, для сада – грибы и подставки под цветник, для ворот часто выбирают львов и т.д.

  • Создание самого эскиза – если нет способностей, желательно нарисовать будущую фигуру хотя бы схематически. Чем точнее будет передана задумка на бумаге, тем проще потом будет рассчитывать размеры, определять порядок действий.
  • Опытные мастера советуют создавать 3d-модели фигур в уменьшенном виде из пластилина, куска глины. Так удастся более реально представить процесс создания фигуры, все верно рассчитать, точно определить размер и масштаб.
  • Инструменты – бетономешалка и емкости для приготовления бетонной смеси (либо миксер, специальная насадка на дрель), лопатки различного размера, шпатель, мастерок, кусачки, плоскогубцы. Если планируется скульптуру заливать, понадобится форма (можно купить или сделать самостоятельно).
  • Материалы – вода, песок, цемент, пластификатор для приготовления бетонной смеси, полиэтиленовая пленка для защиты двора, стальная или алюминиевая проволока для производства каркаса объемных фигур, грунтовка и краска для придания фигуре эстетичного вида.

Скульптуры из бетона и общая стилистика участка

Чтобы не превратить свой сад в нечто безвкусное, нужно воспользоваться несколькими простыми советами специалистов. Прежде чем окончательно определиться с выбором подобного декора, нужно нарисовать подробный план собственного участка и графически примерить различные варианты фигурок.

Садовая скульптура должна гармонировать с общей стилистикой сада и подчеркивать направленность его образа. Для романтичного участка, засаженного нежными цветами, оптимально подходят однотонные изящные человеческие фигуры или волшебные утонченные растительные композиции. Деревенский сад можно украсить колоритными фольклорными элементами или фигурками домашних животных.

Варианты и технологии

Перед тем как начать замешивать материал следует определиться с видом технологии изготовления скульптуры. Это зависит от формы и размера изделия. Простые скульптуры такие как: грибы, колобки, фигуры в виде сфер или полусфер можно изготовить по технологии заливки в формы, сложные «реалистичные» скульптуры в виде животных, цветов, деревьев, птиц, шаржей на людей и прочие подобные изделия изготавливаются по более сложной – каркасной технологии. Фигурки относительно небольших размеров можно вылепить из бетона вручную по аналогии с пластилином.

Каркасная технология

Это одна из самых сложных технологий, которая предусматривает изготовление каркаса будущей скульптуры из стальной или алюминиевой проволоки. Здесь нет стандартных рецептов, кроме рекомендаций использования за основу любых подходящих ненужных вещей: коробок, древесины, тряпок и т.п.

Если скульптура планируется как пустотелая (предпочтительный вариант), каркас очень аккуратно и тщательно обтягивается строительной сеткой. При изготовлении пустотелой фигуры не только экономятся дорогостоящие компоненты бетона, но и отсутствует необходимость заказа грузоподъемных устройств для ее перемещения и установки на постоянное место.

Нанесение раствора на каркас производится слоями, шпателем и мастерком. Каждый новый слой наносится после начала схватывания предыдущего слоя. После того как будет нанесен последний слой, и бетон схватится, но еще не высохнет, следует исправить дефекты скульптуры (наплывы, потеки, заусенцы и т.п.). Это можно сделать шпателем, ножом или крупной наждачной бумагой.

Технология заливки в готовые формы

Технология предусматривает покупку или изготовление специальных форм по аналогии со строительной опалубкой. Например, для заливки шляпки гриба можно использовать миску, тазик или половинку мяча выстланные полиэтиленовой пленкой, а для ножки – пластиковую бутылку, которая после схватывания бетона разрезается и удаляется.

При изготовлении формы следует обеспечить отсутствие больших щелей, через которые возможно вытекание раствора. Также в целях экономии бетона внутрь формы можно положить пластиковую бутылку, или заполнить пространство ненужными тряпками.

Технология приготовления бетонного раствора для заливки скульптуры

  • Песок просеивается и смешивается с цементом в соотношении 3:1. Выбирая между белым и серым портландцементом следует учитывать что краски нанесенные на белый цемент будут выглядеть ярче, насыщеннее и естественнее. При этом белый цемент стоит значительно дороже обычного «серого» связующего;
  • В полученную однородную смесь небольшими порциями добавляется чистая вода и пластификатор в пропорции 200 мл жидкости на мешок цемента массой 50 кг. Производится перемешивание до однородной массы. Контроль консистенции «густая сметана». В случае если бетон слишком густой – добавляют воду и опять перемешивают.

После получения консистенции густой сметаны, раствор готов к нанесению на каркас или оболочковую форму.

Фигурки из цемента: чем хороши и как делать

Сделать садовые фигуры можно из цемента — это один из самых используемых и доступных материалов. Стоит он недорого, позволяет создать самые различные фигурки — от простых и небольших, до скульптур в полный рост. Есть несколько способов того, как можно сделать садовые фигуры из цементного раствора: с каркасом, без него, из полусухого раствора. Обо всем подробнее дальше.

Очень часто из бетона делают грибочки, но они не всегда одинаковые…

Что добавить в раствор

Есть множество добавок в цемент, которые улучшают/изменяют его свойства. Их очень много, но продаются они довольно солидными объемами, которые могут понадобиться разве что для изготовления садовых скульптур в промышленных масштабах. Но есть обычные вещества, которые также меняют свойства бетонного раствора.

  • Клей ПВА — повышает морозостойкость готового изделия и пластичность жидкого раствора. Он лучше заполняет форму, но быстрее «схватывается». Подсохший цемент с добавкой ПВА обработке поддается в разы хуже чем обычный. Поэтому не пропустите время, пока его можно формовать.
  • Жидкое стекло — снижают водопроницаемость, раствор быстрее схватывается. Но добавлять его следует не более 1% от общей массы раствора.

  • Пластификатор — добавка, которая повышает пластичность полусухого (с малым количеством воды) бетонного раствора. Добавлять надо совсем немного, буквально чайную ложку на ведро раствора.
  •  Сделать бетон легче поможет добавка ГИПЕРТУФ.
  • Стиральный порошок или жидкость для мытья посуды — работает как пластификатор и ускоряет затвердение. Добавлять 0,5-1 чайной ложки на ведро раствора.
  • Чтобы поверхность фигурки была более гладкая, ее можно покрыть шпаклевкой. Но шпаклевка нужна не для стен, а для деревянного пола. Она после высыхания становится очень жесткой, а с бетоном схватывается крепко.

Это основные добавки, которые нужны при изготовлении фигурок для сада из бетона. С ними работать проще. Но не добавляйте много. Максимум — одна чайная ложка на ведро, иначе сделаете только хуже.

Чем красить и некоторые технологические нюансы

После того как фигура из бетона высохла, ее надо ошкурить до гладкости, убрать пыль и можно красить. Чтобы краска ложилась ровнее и меньше расходовалась, сначала надо покрыть изделие слоем грунтовки. Грунтовка подбирается в зависимости от типа краски. Сам процесс покраски ничем не отличается — обычно нужны кисточки разного размера. Но стоит знать некоторые особенности.

  • Акриловые краски после покрытия лаком становятся ярче.
  • Можно красить краской для пола (эмали ПФ 115).
  • Хороши аэрозольные краски в баллончиках — от автомобильных, до интерьерных. Но лучший вариант — для наружных работ. Они дольше держатся.

  • Можно красить фасадной краской. Они как раз и предназначены для противостояния погодным условиям. Одна беда — продаются в большой фасовке.
  • Чтобы самодельные садовые фигурки лучше переносили осадки, после высыхания краски их надо покрыть двумя-тремя слоями лака. Лучший вариант — яхтный лак, но он дорогой и несовместим с акриловыми красками (у них разная основа). Для акриловых красок нужен лак на водной основе, только обязательно берите для наружных работ. И смотрите степень глянца. Есть глянцевые, матовые, полуматовые.
  • Если для изготовления садовых фигур используются формочки, перед заливкой их надо смазывать маслом (любым, хоть подсолнечным, хоть техническим) — чтобы легко выходили.

  • Перед покраской бетон обработать наждачной бумагой с мелким зерном. В процессе счищается не слишком хорошо державшийся песок, поверхность становится более гладкой.
  • Шерсть на животных можно сделать из старой искусственной шубы, смоченной в жидком бетоне.
  • Перья или короткую шерсть можно имитировать если добавить в раствор длинную (или не очень) стружку.

Разных технологических нюансов еще очень много, но это основные. Остальные вы освоите или придумаете в процессе работ.

Подготовка инвентаря и материалов

Основой для будущих скульптур могут послужить обычные шпаклёвка и цемент, которые остаются после ремонта или строительства на участке. Цемент податлив и пластичен, поэтому работать с ним легче, чем, например, с натуральным камнем.

Кроме бетонного раствора вам потребуется:

  • алюминиевая проволока для моделирования каркаса;
  • полиэтиленовое укрытие для скульптуры;
  • ёмкость для замешивания бетона (желательно из пластика);
  • шпатель;
  • распылитель с чистой водой.

Раствор можно приготовить самостоятельно: смешайте цемент с песком (3:1) и разбавьте водой (мелкими порциями) до нужной консистенции. Оптимальная плотность бетона — «густая сметана» или «масло на солнце».

Проверить качество можно практическим путём:

  • сожмите в руке небольшой комок;
  • сделайте пальцем углубление;
  • проследите за поведением материала.

Если он начинает крошиться или даёт трещинки, значит, нужно добавить воды. Если же в углублении соберётся жидкость — подсыпьте сухого цемента. Влагостойкость и долговечность скульптуры повысят жидкие гвозди, добавленные во время замешивания. Клей ПВА придаст материалу дополнительную гибкость.

Полезный совет! Лучше всего планировать изготовление скульптур из бетона на лето. В этом время легче работать с раствором и быстрее сушить садовые фигуры.

Сказочные постройки и скульптуры В.Колесникова

О бетонных скульптурах и о том, как они изготавливаются, ранее было опубликовано несколько статей (тут и тут).

В первой приводятся примеры работ и этапов изготовления сказочных героев из мультфильмов. Эти работы выполнены скульпторами профессионалами.

Во второй рассказывалось о книге Т.Нила и его технологии.

В.Колесников так же как и его американский коллега Т.Нил считают себя самоучками. У каждого есть свой стиль. Методы работы очень похожие. Исключение – состав бетона и время ожидания укрепления первого слоя.

Как мы уже знаем из предыдущей статьи, В.Колесников использует в замесе не мытый карьерный песок с примесью глины 5…10%.

Следовательно такой бетон имеет более низкие характеристики по прочности. Потому, что он менее плотный и рыхлый.

Для того, чтобы улучшить качество бетона, В.Колесников использует цемент более высоких марок – М400 и М500.

Наиболее примечательно, что рыхлый бетон имеет и положительную сторону. Он лучше впитывает и держит краску.

Это позволяет (вместе с пропиткой) создать защиту и повысить стойкость к влаге. В результате изделия сохраняются в неизменном состоянии многие годы.

Каркас скульптуры 

В.Колесников при изготовлении скульптур из бетона использует в качестве арматуры проволоку диаметром 5…6 мм и металлическую сетку “вязанку” с ячейкой 6…8 мм.

Эта же арматура идет на формирование каркаса для валунов, мебели, стволов и корней деревьев и других небольших изделий.

Если на сказочные постройки в дальнейшем не будут воздействовать большие нагрузки, то сетка вяжется к арматуре сверху. В противном случае – снизу.

Важно, чтобы арматура была не в воздухе, а в бетонной массе. Это сделает постройку более прочной

Проволока для вязки сетки к арматуре берется из той же расплетенной сетки.

Нанесение цементной смеси

Состав бетона используется тот же, что и при изготовлении декоративного камня на стене (см. предыдущую статью).

Последовательность процессов аналогична. Сначала укладывается тонкий базовый слой бетона на сетку. На следующий день на него наносится та же смесь необходимой толщины.

Если на вертикальной стороне бетон “плывет”, то надо дать ему немного застыть. После этого наносится следующий слой.

Такая многослойность является недостатком технологии бетона В.Колесникова.

При использовании добавок, о которых неоднократно рассказывалось на страницах kamsaddeco.com, можно получить пластичную смесь большей толщины. Примером служит цементная штукатурка. Но, естественно, при этом увеличивается стоимость работ.

У В.Колесникова подсыхающий верхний слой легко формируется. Он напоминает мягкий пластилин.

Для маленьких форм используются соответствующие небольшие инструменты.

Иногда необходимо дополнительно повысить прочность изделия. В этом случае бетон наносится на сетку с двух сторон. Им также заполняются все небольшие полости и конечности фигуры.

После того, как верхний слой окрепнет, по нему необходимо пройтись кистью, слегка смоченной водой. Раньше нельзя – раствор поплывет.

В результате состав лучше набирает прочность и укрепляет соединение с предыдущим слоем, который забирает воду.

Кроме того происходит небольшое вибрирование бетонной смеси. И, следовательно, дополнительное упрочнение.

Бывают случаи, когда сетку нельзя использовать. Например, при изготовлении небольших фигур. Сетка может исказить ее форму.

Тогда, чтобы облегчить вес изделия, его внутреннюю полость предварительно заполняют всяким мусором.

Для такой цели подходит пенопласт от упаковок, полиэтиленовые бутылки и другие отходы.

Частично на поверхности такой фигуры можно использовать сетку с большой ячейкой (от 10 х 10 мм). Через меньшую раствор будет плохо проходить. А сетка должна быть в середине раствора.

Такие же методы мы наблюдали в работах профессионалов при изготовлении героев мультфильмов (ссылка дана ранее).

Самые простые фигуры

Одной из таких поделок может стать обыкновенный гриб. Кроме основного перечня расходных материалов, для его изготовления необходимы дополнительные: миска круглой формы, лист лопуха большого размера, арматура или кусок проволоки, кусок рубероида или линолеума.

Создать гриб из цемента для своего сада может даже неопытный мастер. Процесс изготовления прост и понятен. В зависимости от формы и покраски можно изготовить мухомор или боровик. Цемент должен быть довольно пластичным, чтобы это дало возможность изготовить округлую форму. По консистенции такой бетонный раствор должен напоминать мягкое масло.

Этапы изготовления фигурки в виде гриба:

  1. Создание шляпки. В песке необходимо сделать углубление округлой формы. С этой задачей отлично справится глубокая миска.
  2. Эффект натуральности. Чтобы полученный цементный отлив выглядел более натурально, на дно полученного углубления нужно положить лист лопуха. Природная структура его листа создаст необходимый рельеф на шапке будущего гриба.
  3. Продление срока эксплуатации. В центр отливки шапки помещают арматуру или проволоку. Это необходимо для того, чтобы продлить жизнь изделию.
  4. Изготовление ножки. Рубероид или линолеум требуется свернуть в трубку и наполнить полученное отверстие бетонным раствором.
  5. Завершающий этап. Когда пройдёт необходимое количество времени и обе части бетонной поделки подсохнут, нужно освободить их от форм и соединить бетонным раствором.

Полусферы — заготовки для фигур

Дополнительные расходные материалы: миска, тазик, половина от резинового мяча либо другой резиновой игрушки (на выбор).

Фигуры из цемента, имеющие полусферическую форму, также просты в изготовлении. Их можно использовать где угодно, они украсят любой сад или придомовую территорию. Такая заготовка легко может превратиться в божью коровку, ёжика или черепашку.

Технология аналогична предыдущему примеру: ёмкость заполняется бетонным раствором, а после высыхания освобождается от формы. Из полученной заготовки можно сделать много интересных садовых фигур из бетона своими руками.

Скульптура в виде рук

Дополнительные расходные материалы: медицинские резиновые перчатки, старые глубокие миски.

На первый взгляд кажется, что эта фигура сложна в исполнении. Но на самом деле изготовить ее достаточно просто: медицинские резиновые перчатки наполняются бетонным раствором. Затем «руки» устанавливаются в положении, в котором они должны застыть.

Можно положить их в старые тарелки, чтоб они держались в определенном положении. После полного застывания цемент освобождают от остатков резины. В такую скульптуру можно засыпать землю и посадить туда растение либо поставить уже посаженное растение в горшке.

Какие бывают

Садовые скульптуры относят к наиболее сложным элементам декора дачного участка, подобрать гармонирующий с окружающей обстановкой декоративный объект может человек, обладающий вкусом и чувством меры. В противном случае, скульптура в саду будет выбиваться из общего стиля и только портить внешний вид участка. Для создания декоративных скульптур для сада могут использоваться такие материалы:

  • гипс (включая конструкции с металлическим каркасом);

  • металл (прутки, толстая проволока, листовой материал, литье, трубы, уголок и другой металлический профиль);

  • искусственный и природный камень (бутовый камень, щебень, ПГС, большие куски гранита и мрамора и т.п.);

  • глиняные и силикатные кирпичи;

  • растения с густой и мелкой листвой;

  • обрезной и необрезанный пиломатериал;

  • пни и коряги причудливой формы;

  • пенопласт;

  • бетон;

  • ракушечник;

  • резиновые шины, пластиковые бутылки и другие подручные материалы.

Выложив определенным образом и скрепив друг с другом камни можно создать затейливую фигуруИсточник zhizhy.org

Как приготовить бетонный раствор для отливки фигурок

Для хорошего бетона нужны качественные составляющие:

  • сухой цемент марки М400;
  • чистый, высушенный и просеянный речной песок;
  • чистая вода;
  • клей ПВА;
  • жидкие гвозди.

Ёмкость для приготовления раствора может быть любая — широкая миска, таз или ведро, всё зависит от необходимого количества бетона.

  1. Берут 3 части сухого песка и смешивают с 1 частью сухого цемента, затем постепенно добавляют воду, пока смесь по консистенции не станет как сметана или немного гуще.
  2. Для пластичности добавляют немного клея ПВА, для влагостойкости – жидких гвоздей.
  3. Вымешивают раствор шпателем. Работают в перчатках.
  4. Проверить готовность можно так: взять в руку немного смеси и сильно сжать, затем посмотреть на полученный комок. Если он крошится, то добавить немного воды, если выступает влага – добавить цемента.


На заметку! Для повышения пластичности, в бетон добавляют клей ПВА. Вам будет интересно: Дизайн ландшафта в японском стиле: оформляем сад и участок

Финальный этап обработки поверхности

Готовую скульптуру, подправленную и отшлифованную, накрывают полиэтиленом. В накрытом виде изделие должно отстояться в сухом месте до полного отвердения. Когда фигура станет твёрдой, полиэтилен убирают, а скульптуру грунтуют (грунт берут для наружных работ) и красят на своё усмотрение.

Вам будет интересно: Цветовое сочетание в розариях: какие розы выбрать и как их сочетать

Учитывая, что скульптура стоит под открытым небом весь год, целесообразно использовать для наружных поверхностей краски на акриловой основе, чтобы они не размывались осадками. Тяжелые скульптуры устанавливают на фундамент, который делают заранее.

На земельном участке можно заниматься не только садоводством и огородничеством. Он дает возможность каждому дачнику стать дизайнером и скульптором. Отпустите свою фантазию на волю и вы испытаете ни с чем не сравнимое удовольствие как от самого процесса, так и от результатов творческого труда.

Советы по расположению

Перед тем, как приступить к оформлению определитесь с общей идеей, расстановкой будущих фигурок, размещением других элементов на участке. Продумайте их гармоничное сочетание друг с другом и с ландшафтом, желаемые цвета и форму.

Скульптура должна гармонично вписаться в существующее пространство, не создавая в нем диссонанс. Основная рекомендация – необходимо соблюдать равновесие.

Нельзя использовать сразу много разноплановых фигурок в одной зоне

Учитывайте окружающие растения и экстерьер. Такой способ очень хорошо помогает визуально представить картину и принять решение

Садовые скульптуры

Бетон — многофункциональный строительный материал, который можно применять как для строительства зданий и ремонта, так и для лепки скульптур и разных поделок. На сегодняшний день ландшафтные дизайнеры предлагают большое число решений для дизайна участков. Помимо этого, в настоящее время часто прибегают к созданию бетонированных изделий для парка и сада. При наличии конкретных навыков их можно легко сделать своими руками.

С помощью садовых форм из бетона эксперты имитируют натуральный камень, производят фонтаны, бассейны и другое. Преимуществом подобных изделий считается то, что они сохраняют форму в течение продолжительного времени. Помимо этого, надёжность и вес изделия из цемента позволяет удерживать стабильность даже при значительных порывах ветра. Кроме того, материал весьма доступен и продаётся по оптимальной стоимости. Если вы желаете сэкономить средства в таком случае можете сделать бетонный состав своими руками. Для этого потребуется цемент и наполнитель (к примеру, песок либо галька).

По этой схеме можно смастерить любую фигурку из алебастра

Прежде всего, для отливки поделки из гипса потребуется форма. Бюджетный вариант – использование пластиковых бутылок, старых игрушек, посуды и прочее. Разумеется, перечень возможного ограничен и придется поломать голову над поиском подходящего материала. Гораздо проще использовать уже готовые детские формочки для гипса или песка. Большие силиконовые формы, которые применяют на производстве, стоят слишком дорого. При большом желании, силиконовую форму можно изготовить самому, о чем повествует нижеследующий видеоролик.

Для удобства изготовления и окрашивания фигуры часто изготавливают в виде отдельных деталей. Части поделки скрепляют между собой клеем или раствором алебастра.

Для того, чтобы готовую фигуру было проще извлечь из формы, ее можно покрыть водяным раствором жидкого мыла и растительного масла. Мыла должно быть больше, чем масла, в два раза. Полученную смесь разбавляют пятью порциями воды.

Сухой материал разбавляют до состояния жидкой сметаны и заливают в форму. Раствор застывает в считанные минуты. Химическая реакция сопровождается выделением тепла. При отливке возможно образование воздушных пустот. В производственных условиях вопрос решается применением вибростенда. Во время работы своими руками нужно аккуратно заливать раствор, а пустоты можно будет поправить шпаклевкой или раствором алебастра.

Небольшая фигурка будет готова для дальнейшей работы уже через полчаса. Крупная отливка должна сохнуть несколько дней в сухом месте и не под солнцем. С поделкой можно работать дальше, когда рука не будет ощущать влагу. На поверхности фигуры легко выполнить рисунки. Для этих целей используют нож, шило, иглу.

Для защиты от влаги и улучшения адгезии с краской поделку грунтуют. Можно использовать строительный грунт или вдвое разбавленный клей ПВА. Профессионалы покрывают гипсовые скульптуры несколькими слоями олифы, разогретой на водяной бане. После того, как поверхность посветлеет, можно работать дальше.

Поверхность фигуры последовательно декорируют красками. Водные краски не держатся на поверхности, покрытой олифой. Подойдут масляные, пентафталевые, алкидные эмали. Окончательную обработку проводят олифой, воском или лаком. Фигурку можно украсить всевозможными элементами декора: пуговицами, стеклом, желудями, шишками и прочим.

Практически, по этой же технологии можно отлить фигурки из цементного раствора. Они получатся прочными и не будут бояться влаги. Однако раствор на основе цемента застывает медленно, рельефные рисунки на поверхности будет сделать сложно.

Поделки из гипса можно не только отливать, но и лепить. В таком случае необходимо изготовить каркас, на который постепенно наносятся части поделки. Готовьте и наносите гипсовый раствор небольшими порциями. Работу лучше выполнять в перчатках. Удобно использовать гипсовый медицинский бинт. Куски бинта замачиваются в воде и наносятся на фигуру. Необходимо разглаживать неровные участки. Раковины заделывают раствором алебастра.

Заметим, что лепные фигуры чаще делают из цементного раствора, в том числе с добавлением гипса. Об этом – отдельная статья.

Технология нанесения бетона

После нанесения слоя бетона, когда тот начинает застывать, мастер делает на поверхности бетона борозды. Это делается для того, чтобы следующий слой имел прочную связь с предыдущим.

Многие самоделкины рекомендуют наносить последующий слой не дожидаясь полного застывания предыдущего с целью улучшения сцепления. Наш автор настоятельно советует дождаться полного его отвердения (хотя бы в течение семи дней). Это также подтверждено при изготовлении одного из экземпляров бетонного пустотелого ангела.

Время можно значительно сократить. Для этого в бетонную смесь вводят ускоритель твердения. Так мы делали при изготовлении садовой вазы для цветов

Влияние ускорителей также очень важно при изготовлении смеси для строительного 3d принтера

Т.Нил рекомендует наносить бетонный слой толщиной около 2 см. Всё зависит от состава смеси. Многие цементные штукатурки позволяют за один заход положить слой в 5 см.

Нила можно понять, он использует в данном случае обычный бетон без полимерных добавок. Если спешить некуда и хочется сэкономить, то это вполне приемлемый вариант.

Последний штрих, он важный самый

После того как вопрос, как залить скульптуру из бетона решен, одним из самых значительных моментов в получении качественного конечного результата является финишная обработка готового изделия.

К ней можно отнести:

  • Железнение;
  • Грунтование поверхности;
  • Окраска, в том числе и водной эмульсией на основе белого цемента;
  • Тонирование;
  • Художественная роспись масляными, акриловыми и иными атмосферостойкими красками.

Тонирование, как художественный прием, позволяет получить прекрасный художественный объем при минимальных затратах

Николай Смирнов, мастер-технолог цеха декоративного бетонного литья ПО «Форест Парк»

» — Дело в том, что бетон, по сути своей, является крайне непластичным и грубым, проще говоря, нехудожественным материалом. В своей классической рецептуре он больше подходит для фундаментальных, грандиозных работ, имеющих простые, рубленые формы. В качестве широко известного примера можно привести памятник Артёму в Святых Горах около Свято-Успенской Святогорской Лавры. Можно сказать даже больше.

При возведении такого крупного и грандиозного монумента как «Твоим Освободителям Донбасс» в качестве матриц для сегментов, имеющих достаточную деталировку и художественную проработку, и то, в большей степени использовался не бетон, а куда более недолговечный и непрочный гипс. В то же время бетон часто применяли для необходимых, но временных и недорогих композиций, которые позже заменялись на более основательные.

https://youtube.com/watch?v=ZIaDxuZmNEE

В отечественной истории это, как правило, были памятники советским воинам—освободителям, в первые послевоенные годы. Ваяли из него по бедности и скульптуры Ильича, в сёлах и на периферии. В нехитром вопросе, как заливать скульптуру из бетона, в таком случае чаще обращались к прорабу, нежели скульптору.

Порой деструктивные изменения в структуре бетонного массива не щадят даже такие изделия, как памятники вождю мирового пролетариата

Помимо всех прочих недостатков бетон, в случае, когда изготавливаются скульптуры садовые из бетона, в местах сопряжения фигуры, имеет, как правило, недостаточный запас прочности и недолговечен, требует качественного усиления, путем применения каркасного метода или локального армирования участка.

На нагруженных поверхностях он подвержен различным, в том числе и климатическим, эрозиям. Зачастую, даже при соблюдении технологического процесса проявляется тяжело прогнозируемый визуальный и технологический дефект — ноздреватость структуры. Его появление связано в первую очередь с протеканием химических реакций при взаимодействии щелочной среды цемента и разнородными наполнителями.

Вот поэтому скульптура из пенобетона скорее нонсенс, чем правило.»

  • Конечно, технический прогресс не стоит на месте, и современные технологии позволяют из бетонных смесей получать фигуры ландшафтно-паркового дизайна, ритуального характера и прочего подобного назначения. В первую очередь, благодаря применению пластификаторов, совершенствованию контроля процессов во время смешивания, созревания бетонной массы, которые повышают пластичность, отзывчивость и податливость материала.
  • С другой стороны разработаны и применяются, хотя и в меньшей степени, специальные приёмы, такие как центрифугирование, зачаливание, литьё под давлением. Они позволяют получать хорошую деталировку поверхности, качественную полную проработку мелких деталей, полную проливку пазух, поднутрений.
  • Однако проведение таких высокотехнологичных работ своими руками маловероятно, поскольку подразумевает помимо присутствия у оператора специальных знаний еще и наличие дорогостоящего оборудования промышленного класса.

В целом же садовая скульптура из бетона своими руками вполне решаемая задача, которая по силам человеку не понаслышке знакомому с бетонными работами. Самое главное, грамотно и органично совместить практический опыт и художественный вкус в готовом изделии.

Осталось немного и в том числе ТБ

Особых опасностей лепные работы не создают. Но элементарные правила техники безопасности нужно соблюдать и здесь.

Уникальная бетонная скульптура — памятник Артёму в Святогорске

Избегайте контакта открытой кожи с жидким бетоном — используйте шпатели, перчатки с полимерным покрытием. Работая болгаркой, перфоратором, даже просто зубилом и молотком надевайте защитные очки. При шлифовке «на сухую» не забывайте о респираторе.

Для серийных поделок метод лепки неудобен. Он для уникальных, «штучных» скульптур и композиций.

Конечно, не стоит сразу браться за крупные и сложные по форме скульптуры. Начните с небольших изделий до полуметра размером.

Что же касается изложенных в статье принципов, помните завет Петра I: не держитесь устава — «…яко слепой — стены, ибо там порядки писаны, а времён и случаев — нет».

Изготовление садовых скульптур своими руками

Благодаря широкому выбору не составит особого труда подобрать подходящий материал для изготовления скульптур любого стиля. В продаже представлены разнообразные садовые фигурки – их можно приобрести в магазинах для садоводов или сувенирных отделах.

При желании можно изготовить садовые скульптуры своими руками, в том числе из подручных средств (кроме вышеперечисленных материалов, можно использовать глину, монтажную пену, плитку, стекло, а также булыжники, автомобильные покрышки, пластиковые бутылки и жестяные банки).

Раскрасив влагостойкими красками булыжники, можно выложить из них различные фигуры (например, божьих коровок, черепах) на клумбе или газоне. Таким образом, можно получить целый зоопарк из лягушек, уток, зайчиков, котов и т.д.

Формовка бетонных садовых скульптур

Для изготовления бетонной скульптуры нужно приготовить цементно-песчаный раствор – смешайте цемент и песок в пропорции 1:3. Сделайте из подручных материалов каркас для будущего садового декора. Для фигурок наподобие гриба, гусеницы, черепахи каркас можно сделать из жесткой проволоки, загибая ее в определенных направлениях. Далее на изготовленную основу наносят слоями раствор, постепенно придавая  изваянию нужные очертания. Чтобы повысить прочность изделия и защитить его от атмосферных воздействий, скульптуру покрывают слоем специального защитного раствора.

Крупную садовую фигуру, которая будет стоять на земле, нужно установить на фундамент во избежание проседания грунта. Для садового декора небольшого размера достаточно будет немного уплотнить грунтовую площадку. Стоящие на лестнице либо дорожке скульптуры необходимо закрепить с помощью арматуры.

Отливка из гипса садовых скульптур

В качестве альтернативы лепке можно сделать своими руками гипсовый садовый декор. Для его изготовления понадобится скульптурный гипс (подойдет сухая штукатурка на основе гипса, или обычный гипс из хозяйственного магазина). Если вы не раздобыли форму для заливки гипса, ее можно изготовить самостоятельно – потребуется готовая фигурка-образец, а также глина (ее можно набрать в карьере либо приобрести в строительном магазине). Поместите глину в таз или корыто, разведите небольшим количеством воды, так чтобы смесь «держала форму». Сделайте в глиняной смеси оттиски скульптуры — вдавливайте ее передней стороной, а затем изготовьте аналогичный оттиск для задней половинки. Аккуратно вытащите фигурку, емкости с глиняными оттисками выставьте на солнце для подсыхания, либо подсушите в печи. Образовавшиеся от растрескивания глины мелкие щелочки можно замазать глиной либо пластилином.

Для дальнейшей работы понадобятся резиновые перчатки. Гипс разводят холодной водой до консистенции сметаны, тщательно перемешивая до удаления комочков. В разведенный гипс добавляют клей ПВА (10-25% от количества воды). Раствор необходимо изготавливать непосредственно перед заливкой в форму, так как он быстро застывает. Гипс можно заменить цементной смесью – такая фигурка будет отличаться большей долговечностью.

Тонкости каркасного способа

Каркасное изготовление скульптур, несмотря на наличие определенных нюансов, не предполагает каких-то особых сложностей. Скульптуру делают на базе конструкции из проволоки, выступающей основой изделия. Модель из проволоки обычно повторяет лишь основные элементы конструкции, так как преследует цель создания основы, на которой можно вылепить все нужные детали.

Несмотря на то, что часто для создания фигур используют любые ненужные элементы (ящики, тряпки, древесину), лучше всего делать каркас из алюминиевой/стальной проволоки. Способов создания модели существует несколько. Маленькие и средние по размеру фигуры делают из алюминиевой основы, используя обычную связку благодаря эластичности материала.

А вот стальная проволока предполагает реализацию комбинированного метода – определенные части каркаса связывают плоскогубцами, другие соединяют методом сварки. Лучше всего делать фигуры по каркасной технологии пустотелыми.

Преимущества создания пустотелой скульптуры:

  1. Возможность сэкономить материалы – когда речь идет про производство больших фигур, бетона понадобится слишком много (при выборе заливки и внутри тоже).
    Легкость – при необходимости транспортировки фигуры изделие весом в несколько сотен килограммов придется передвигать с привлечением спецтехники.
    Более эффективное покрытие каркаса бетоном, аккуратность.

Бетонная скульптура по каркасной технологии создается достаточно просто: сначала делают каркас из проволоки, его обтягивают строительной сеткой с точной передачей объемов и форм. Потом на каркас мастерком и шпателем наносят бетон. Новый слой добавляется лишь после высыхания предыдущего. Наносить бетон на скульптурный каркас нужно аккуратными и легкими движениями.

Потом бетону дают полностью высохнуть и набрать прочность. Если есть какие-то недочеты, их исправляют до окончательного схватывания смеси – удаляют подтеки, неровности и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector